Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Ансамбли традиционного фольклора

Бузулук. - Этнографический ансамбль. Новоанненский р-н Волгоградской обл.

вкл. . Опубликовано в Традиционный фольклор Просмотров: 7547

Ансамбль старинной казачьей песни «Бузулук» возник по инициативе местного собирателя традиционного песенного фольклора, энтузиаста и любителя казачьей песни – Якова Иванова. Изначально работа коллектива была ориентирована не на профессиональное сценическое исполнительство, а на этнографически достоверное воспроизведение музыкального фольклора «верховых» казаков.

Выбранное направление работы определило и состав коллектива; наряду с молодыми участниками присутствуют и носители песенной культуры казаков, коренные жители Новоаннинского района. В их памяти сохранились подробности и особенности старинного уклада жизни, обрядов и обычаев, большое количество песен обрядовой и не обрядовой лирики.

В концертных программах ансамбля звучат редкие, практически не бытующие в настоящее время в хуторской среде образцы песенного фольклора. Многие песни были восстановлены и озвучены коллективом по ранее сделанным записям 1970 – 80 годов XX века. В большей степени это песни исторические. Воинские, рекрутские, образцы ранней лирики свадебные, духовные стихи, «круговые». Ансамбль исполняет популярные городские романсы, припевки, частушки, плясовые и хороводные вечёрочные.

Уникальность этого коллектива заключается в его природном, естественном происхождении, натуральном совместном проживании в условиях казачьей станицы, естественном процессе передачи традиции от стариков - молодым. Ансамблем "Бузулук" возрождена казачья песенная традиция, в которой невозможно различить голоса молодых и стариков, т.к. они сливаются в единый живой организм, сохранены особенности местного диалекта. Это - вновь воссозданное по крохам, по частичкам, по крупинкам - эталонное пение Верхнего Дона.

Руководителем ансамбля «Бузулук» является Яков Иванов. Десятилетним мальчишкой он не пропустил ни одной казачьей спевки, станичного праздника, где его родная бабушка была лучшей «дишканкой» в округе. К двенадцати годам уже и Яков был полноправным исполнителем и, наравне со всеми бабушками и дедушками, «играл» старинные протяжные и лихие плясовые казачьи песни. В годы юношества и годы учебы в Волгограде Яков не расставался с родной казачьей песней, которая его воспитывала и придавала сил, оберегая от соблазнов и ложных ценностей городской жизни. Яркий природный музыкальный дар, организаторские способности, любовь к родной земле и уважение к истории родного края позволили Якову Иванову создать самобытный, уникальный коллектив - ансамбль «Бузулук».

Изначально работа коллектива была ориентирована не на профессиональное сценическое исполнительство, а на этнографически достоверное воспроизведение музыкального фольклора казаков Верхнего Дона. Выбранное направление работы определило и состав наряду с молодыми участниками в его состав входят и зрелые мастера - носители песенной культуры казаков, коренные жители Новоаннинского района. В их памяти сохранились подробности и особенности старинного уклада жизни, большое количество обрядовых, исторических и лирических песен. Хочется назвать этих мастеров поименно. Это Татьяна Ивановна Долгова, (родилась в 1938 году на хуторе Клеменовском, от нее записан местный свадебный обряд), Haдeждa Якoвлeвна Cотникова (родилась в 1936 году, великолепная «дишканка»), Раиса Филипповна Колесникова (старейшая участница ансамбля - родилась в 1923 году, от нее записано большое количество детских игр и песен, частушек, образцы свадебных причитаний), Александра Ивановна Кривенькова (родилась в 1928 году, великолепная исполнительница и запевала).

В концертных программах ансамбля звучат редкие, полифонически сложные образцы казачьего фольклора. Многие песни были восстановлены и озвучены коллективом по ранее сделанным исследователями-фольклористами аудиозаписям 70 – 80-х годов ХХ века. «Жанровый диапазон» ансамбля широк: исторические, воинские, строевые, «круговые», лирические и свадебные, плясовые песни, духовные стихи, популярные городские романсы, припевки и, частушки. Репертуар коллектива построен в основном на материале трех хуторов Новоаннинского района: Дурновского, Бочаровского и Деминского. До недавнего времени в этих населённых пунктах существовали крепкие этнографические коллективы, где основными певцами были мужчины 60 – 70-ти летнего возраста. Сейчас подлинным преемником их мастерства стал ансамбль «Бузулук». В 2005-2006 годах коллектив принимал участие в съемках и озвучивании многосерийного телевизионного фильма «Атаман», снятого по заказу телеканала «Россия».

Обозревая творческий путь коллектива, хочется верить, что уникальная, единственная в своем роде на планете Земля импровизационно-полифоническая хоровая музыка русского казачества не канет в Лету, а продолжит жить в голосах наших современников, живущих и работающих на богатой песнями и битвами земле Войска Донского.

Инна Иванова


Статья руководителя казачьего фольклорного ансамбля «Братина» Ю.Е. Чиркова

 

В начале восьмидесятых годов прошлого века, в эпоху всеобщего запрета и духовного вакуума, в больших мегаполисах - Москва, Ленинград, Новосибирск - стало зарождаться «неформальное» молодёжное фольклорное движение. Необыкновенный интерес к собственной национальной традиции вместе с романтизмом познания этнической культуры привёл к созданию в городах России молодёжных студий. Одной из них была казачья студия, организованная при московском Доме культуры Шарикоподшипникового завода известным исследователем казачьего фольклора Андреем Кабановым.

Именно из этой студии впоследствии вышли и ансамбль Дмитрия Покровского, и ансамбль "Казачий Кругъ", и многие другие. Благодаря таким коллективам, их фольклорно-этнографическим экспедициям по казачьим хуторам и станицам, удалось повернуть станичную молодёжь лицом к собственной традиции. Одним из немногих коллективов, который пошёл дальше, безусловно, является ансамбль "Бузулук".

Репертуар коллектива построен в основном на материале 3 хуторов Новоаннинского района: х. Дурновского, х. Бочаровского и х. Деминского. До не давнего времени в этих населённых пунктах существовали крепкие этнографические коллективы, где основной состав исполнителей были мужчины 60 – 70 летнего возраста.

За время своего существования коллектив побывал на многих фестивалях фольклора проводимых Российским фольклорным союзом, смотрах – конкурсах, праздниках и семинарах.

Сведения о заселении поймы реки Бузулук относятся к 17 веку. Уже окончательно сформированные поселения были занесены в 1634г. в устав о пограничной службе. Проверяя устав, воевода Воротынский проехал все городки по Бузулуку и утвердил: «Дурнев городок, Ярыгин городок, Филонов городок, Берёзов городок». 6 станиц возникло на территории нынешнего Новоаннинского района на правом берегу реки Бузулук: Филоновская - у брода через реку, Берёзовская – в зарослях берёзовых лесов, Чернавская – (в последствии Анненская) при впадении нагайской реки Чёрная в реку Бузулук, Ярыженская - у возможных переправ врагов, Мартыновская – у мели брода. Дурновская – на опасном месте. Эти городки были сформированы как пограничные с территорией кочевых народов , с целью обеспечения спокойствия на южных рубежах Московского государства. Мужское население этих городков было обязано нести дозорную службу.

Активное заселение Бузулука проходило с конца 17 начало 18 веков из самых различных местностей России. Земляки старались строить жильё рядом с выходцем из одной губернии, города, местности. По сути дела эти переселенцы не были казаками по происхождению. Скорее они относились к категории Донских крестьян. Постепенно эти населения растворились в массе казаков, смешалось, и через три – четыре поколения потомки этих переселенцев уверенно называли себя казаками.

Особенности формирования донского казачества привели к возникновению самобытного казачьего говора, где наряду с южно – русским , украинскими диалектами присутствует масса слов тюрского происхождения. Это вполне объяснимо, так как проживая на южных окраинах Российского государства, донские казаки постоянно сталкивались и общались с ногайцами, татарами и другими народами («атаман», «курень», «кош», «юрт», «чирики»).

Все особенности традиции донцов сложилась в условиях казачьей вольницы, с характерными чертами военного уклада, проживающей в прошлом в пограничных областях. Это самобытная община военных людей была преимущественно мужской по населению, в которой , вплоть конца 18 века существовал запрет на ведение сельского хозяйства. Формирование и закрепление особенностей казачьей народной песенной традиции произошло в 18 – 19 веках.

---------------------------------------------------
«дишкант» – верхний виртуозный солирующий голос в песнях донских казаков.
Бузулук – приток Дона, протекающий на территории Новоанненского района Волгоградской области.

Наш канал на YouTube:

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа Facebook · 1 097 участников
Присоединиться к группе